Приватизация государственного имущества и муниципального имущества

Предлагаем рассмотреть тему: "приватизация государственного имущества и муниципального имущества" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Приватизация государственного имущества и муниципального имущества

AJAX – EU e-Privacy Directive
This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.”>Cайт JURKOM74.RU использует файлы cookie и схожие технологии для удобства пользователей, а также предоставления персонализированной информации (в т.ч. рекламной). При использовании данного сайта вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Соглашением об использовании файлов cookie. AJAX – EU e-Privacy Directive
This plugin provides the AJAX support for the EU e-Privacy Directive package.”> Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать Сайт.

Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация – отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность граждан или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими прав).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

    1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
    2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
    3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
    4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
    5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
    6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

    1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
    2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
    3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
    5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
    8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения ;
    9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены ;
    10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитар­ных предприятий в открытые акционерные общества, последние ста­новятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации). При этом, однако, применяются об­щие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК). Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе устано­вить специальное право на участие в управлении акционерными обще­ствами, созданными на базе приватизированных предприятий, имею­щих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»). Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием обще­ства, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, не­смотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и ме­нее акций (и соответственно — голосов) такого общества.

Читайте так же:  О возможности оформления ипотеки без согласия на то супруга

Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупа­телю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.).

Внесение государственного и муниципального имущества в устав­ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае­мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция. Государственное имущество (помимо денеж­ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ­ственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества. Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют­ся нормы Закона о приватизации.

Приватизация жилых помещений и земельных участков произво­дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель­ного законодательства.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества — процесс, который начался вскоре после распада СССР и продолжается до настоящего времени (хотя по сравнению с 90-ми годами темпы современной приватизации во много раз снизились). Рассмотрим, что именно он из себя представляет и какие у этого процесса есть особенности.

Изображение - Приватизация государственного имущества и муниципального имущества proxy?url=https%3A%2F%2Fnsovetnik.ru%2Ffiles%2Flori-0006875134-smallwww

Слово «приватизация» вошло в лексикон россиян уже довольно давно. Первые решения о передаче предприятий, ранее находившихся в государственной собственности, частным лицам были приняты в 1990 году, то есть еще на позднем этапе перестройки. Однако полноценно процесс приватизации государственного и муниципального имущества начался 2 годами позже — уже после окончательного падения советской власти и распада СССР.

Само понятие приватизации может рассматриваться в 2 смыслах. В узком смысле приватизацией обычно называют процесс бесплатной передачи жилья в собственность граждан (чтобы убедиться, вбейте в любом поисковике слово «приватизация» — и сами увидите, что практически все ссылки будут на сайты, где обсуждается именно передача жилья).

Но если смотреть шире, то приватизация государственного и муниципального имущества только одним жильем не ограничивается. Гражданам или коммерческим организациям могут передаваться нежилые помещения, предприятия, объекты культуры — словом, любое имущество, кроме того, которым по закону может владеть лишь само государство (приватизировать вооружение или боевую технику никто, разумеется, не позволит).

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Виды приватизации государственного и муниципального имущества

Из-за такого понимания термина и появляется разница между разными типами приватизации:

    Приватизация жилья — всегда бесплатна (выкуп квартир, принадлежащих муниципалитету или государственным органам, по рыночной цене приватизацией называться не может) и производится только для граждан, проживающих в них.

Кроме того, по тому, кому принадлежало имущество изначально, можно выделить приватизацию муниципального имущества или государственного. С правовой точки зрения особой разницы между ними нет, единственное серьезное отличие состоит в том, что в отношении муниципальной собственности процесс может дополнительно регулироваться местными нормативными актами. Однако содержание таких актов, по большому счету, в различных регионах и муниципальных округах не слишком отличается друг от друга.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества по законодательству

Нормативными актами предусмотрен ряд способов, которыми имущество передается в частные руки. К ним относятся:

  • акционирование (преобразование государственного или муниципального предприятия в акционерное общество);

Все эти виды приватизации применяются с 2001 года, когда вступил в действие новый закон. Ранее существовали еще такие виды приватизации государственного и муниципального имущества, как ваучеры, ЧИФы и т. д. Сейчас они уже представляют собой чисто исторический интерес: к примеру, последние ваучерные фонды прекратили существование еще до 1998 года.

Порядок приватизации муниципального имущества и государственной собственности

Приватизация государственного и муниципального имущества происходит в 3 этапа:

  1. Планирование предстоящей приватизации.
  2. Принятие и утверждение нормативным актом условий, на которых будет происходить приватизация государственного и муниципального имущества в данном случае.
  3. Приватизация.

Как ни странно, одним из самых сложных этапов по закону должен быть первый. Именно на этом этапе муниципальные или государственные органы власти, в чьей собственности находится имущество, должны подробно оценить, что именно они могут передать в частную собственность. Это не так-то просто. Достаточно сказать, что на государственном уровне окончательное решение о приватизации государственной собственности принимает Правительство РФ. Именно оно утверждает ежегодный перечень предприятий, акций и другого имущества, которое в текущем году должно быть передано в частную собственность. На муниципальном уровне все определяется, разумеется, решением органа местного самоуправления в соответствии с нормами, которые действуют в данном округе.

Способов приватизации государственного и муниципального имущества не так много, и орган власти выбирает среди них какой-то один. Какой именно, зависит от конкретных обстоятельств.

Существует мнение о том, что вид приватизации определяется порядком, в котором способы записаны в законе (от реорганизации в акционерное общество до продажи акций после доверительного управления), и переходить к следующему можно только тогда, когда предыдущий не сработал. На самом деле это не так: орган власти вправе выбрать любой вид приватизации государственного и муниципального имущества с самого начала.

Некоторые особенности приватизации муниципальной собственности

Процедуры приватизации государственного и муниципального имущества очень схожи, но на муниципальном уровне имеются некоторые отличительные свойства.

Во-первых, наиболее знакомое гражданам оформление в собственность квартир осуществляется обычно как раз на уровне муниципалитета. Жилье, принадлежащее государственным организациям, конечно, существует, однако его не так много. Кроме того, ряд категорий государственных квартир или комнат вообще не подлежат приватизации. К примеру, квартиры в городках при воинских частях: офицеры там могут жить, в случае инвалидности или выхода на пенсию жилье за ними сохраняется, за членами семьи военного, погибшего при исполнении, квартира остается — но оформить в собственность ее, как правило, нельзя.

Читайте так же:  Продаем квартиру по хорошей цене в короткий срок

Во-вторых, на муниципальном уровне приватизации подвергается обычно имущество меньшей стоимости, чем на государственном. Поэтому здесь чаще практикуется продажа с аукциона.

Наконец, практически все земли сельхозназначения расположены на территории муниципальных сельских округов. Хотя часть таких земель и находится в государственной (в данном случае областной) собственности, существует и муниципальный земельный фонд. Приватизация земель такого фонда производится на основании актов, принятых местной властью.

В остальном процедуры приватизации государственного и муниципального имущества не различаются.

Изучаем способы приватизации государственного и муниципального имущества

04.10.2017 2,464 Просмотры

Под приватизацией понимают отчуждение имущества из собственности государства или муниципальных органов в собственность частного или юридического лица. Данная процедура имеет под собой законные основания и подкреплена нормативными актами. А также законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Такого рода сделки будут носить гражданско-правовой характер.

Проведение процедуры приватизации имеет гражданско-правовую основу, и, как правило, подкрепляется договорами купли-продажи. В связи с этим процесс отчуждения будет регулироваться нормами гражданского права.

Продавцом имущества, которое будет отчуждено, выступает публичный собственник. Все его функции, цели и полномочия прописаны в федеральном законе о приватизации (ст. п. 1).

Изображение - Приватизация государственного имущества и муниципального имущества proxy?url=https%3A%2F%2Fconsultantor.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Fyhdydgtfereee-300x200

Покупателями же в данном случае, выступают физические и юридические лица. Исключения будут составлять те, чья доля публичной собственности в уставном капитале будет более 25%. А также и иные образования публично-правового характера.

Объектами приватизации будут являться:

  • собственные комплексы унитарных организаций вместе с земельными участками, которые они занимают;
  • различные постройки как завершенного строительства, так и находящиеся в процессе, также наряду с земельными участками;
  • акции ОАО;
  • различные исторические памятники, являющиеся культурным наследием;
  • участки земли без построек;
  • жилые постройки.

Вся последовательность действий при приватизации государственного имущества является урегулированным процессом, который регламентируется нормативными актами и правовыми основами. Вся процедура должна быть исполнена в определенные сроки. И состоять программа приватизации будет из нескольких последовательных этапов.

  1. Первый этап, это необходимость разработать план приватизации (ст. 7 и 8 Закона о приватизации).
  2. Второй этап, это необходимость разработать решение об условиях и целях приватизация муниципального имущества, а также государственного (ст. 14).
  3. Третий этап, это непосредственное исполнение принятого решения, опираясь на законные акты.

Правительство РФ определяет на очередной финансовый период порядок разработки плана по отчуждению федеральной собственности. Здесь задействованы федеральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти и местного самоуправления, унитарные предприятия, акционерные общества, юридические лица и граждане.

Непосредственный порядок планирования будущего проведения приватизации будет определен органами государственной власти и местного самоуправления (согласно ст.10 Закона).

Изображение - Приватизация государственного имущества и муниципального имущества proxy?url=https%3A%2F%2Fconsultantor.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F10%2Fyhddbdte5e43333-300x169

Если внимательно изучить настоящее законодательство, а именно 1 п. ст. 7 Закона о приватизации, становится понятно, что план будет утверждаться непосредственно Правительством страны. В нем будут иметься сведения обо всех объектах федеральной собственности, которые на следующий год планируется приватизировать.

Помимо перечня, план будет содержать характеристики на каждый объект собственности, и планируемый период приватизации.

В такой прогнозный план могут быть включены и стратегические предприятия страны или же их акции. Но это происходит только в том случае, когда издается президентский указ о том, что конкретное предприятие исключено из разряда стратегических, либо же участие страны в его деятельности свелось к минимуму.

Далее, составленный план должен быть направлен на рассмотрение в Государственную думу. Наряду с ним, направляется и законопроект о бюджете на следующий финансовый период.

Органом, которое вправе принимать решение про отчуждение собственности в пользу частных лиц, является Правительство РФ, в соответствии со ст. 6 и 14 действующего Закона о приватизации. Данное решение в обязательном порядке содержит:

  • Описание собственности, с указанием ее характеристик;
  • Выбранный способ приватизации;
  • Цена;
  • При наличии рассрочки – период погашения долга;
  • Прочая информация, требуемая для приватизации собственности.

Изображение - Приватизация государственного имущества и муниципального имущества proxy?url=https%3A%2F%2Fconsultantor.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F10%2Fyhddgterreee-e1507124029162-300x210

Для того чтобы осуществилась приватизация государственного и муниципального имущества должны быть соблюдены все нормы, прописанные в действующем законодательстве. Согласно статье 13 Федерального закона, имеют место существовать следующие способы отчуждения недвижимости:
  1. когда унитарное предприятие переименовывают в ОАО;
  2. когда преобразовывается унитарное предприятие в ООО;
  3. при реализации государственных и муниципальных имущественных объектов на торгах;
  4. при продаже имущества государства или муниципальных органов на конкурсе;
  5. когда происходит продажа государственных акций ОАО вне территории РФ;
  6. если акции ОАО реализуются посредством торговых представителей;
  7. при публичном предложении реализации имущества;
  8. когда происходит реализация имущества государства или муниципальных органов без объявления на него стоимости;
  9. когда имущество внесено в ОАО в качестве вклада в уставной капитал;
  10. при реализации акций ОАО в результате доверительного управления.

Изображение - Приватизация государственного имущества и муниципального имущества proxy?url=https%3A%2F%2Fconsultantor.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F10%2Fyhddte5444-300x177

Одним из способов приватизации является реорганизация на базе унитарного предприятия ОАО. В данном случае происходит закрытие одного предприятия, то есть прекращение деятельности юридического лица, и открытие другого в новой форме. Для того чтобы на законных основаниях можно было произвести данные действия, необходимо знать важный момент. Так, согласно законодательству, размер уставного капитала в унитарном предприятии должен быть выше минимального размера уставного капитала в акционерном обществе. Данные нормы регулируются правовыми актами.

Если данное положение не соблюдено, тогда приватизация таким способом невозможна. Здесь должны быть применены иные варианты для отчуждения имущества.

Еще одним вариантом отчуждения собственности является именно внесение имущества в уставной капитал акционерного общества.

  1. Для того чтобы произвести вклад, необходимо получить решение Правительства, а также органов исполнительной власти и местного самоуправления.
  2. Уставной капитал акционерных обществ предусматривает возможность внесения в них муниципальной и государственной собственности, а также исключительных прав.
  3. В акционерном обществе доля акций государства не может быть менее 25% и еще одна акция. Другой вариант может быть только в случае, если на это есть решение Президента относительно стратегических акционерных обществ.
Читайте так же:  Порядок выделения доли детям в квартире, купленной по материнскому капиталу

Для того чтобы государственное или муниципальное имущество было внесено на счет акционерного общества, должны быть соблюдены условия:

  • во время учреждения ОАО;
  • при оплате дополнительных акций, за счет, которого будет увеличиваться уставной капитал акционерного общества.

Как показывает практика, отличаться данный способ приватизации от других будет тем, что именно договор мены будет являться правовой формой сделки, а не соглашение о купле-продаже, как в других случаях.

Отчуждение или приватизация государственного и муниципального имущества в иную собственность является способом перераспределения благ возмездным отчуждением имущества, которое ранее находилось в собственности РФ. Производится это для достижения основных целей, прописанных в государственной программе по приватизации.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Читайте так же:  Порядок и особенности предоставления льгот для малоимущих на оплату жкх

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Закон о приватизации государственного и муниципального имущества

Россия долгое время развивалась в условиях административно-плановой экономики.

Основной базой этой системы служила государственная собственность.

Имущество граждан было незначительно задействовано в производстве.

При переходе к рыночной экономике возникла необходимость сформировать частный сектор.

Для этого была проведена масштабная приватизация.

Приватизация – это передача имущества, которое находится в государственной или муниципальной собственности, частным организациям и гражданам.

Объекты, принадлежащие государству, не могут продаваться произвольно. Для этого предусмотрена специальная правовая процедура.

Сначала производится планирование приватизации, затем организуются мероприятия по выбору покупателя.

Основным нормативным актом, регулирующим передачу собственности в частные руки, является закон от 21.12.2001 г. № 178-фз «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В этом документе устанавливается порядок продажи такой собственности, категории реализуемых объектов, требования к приобретателям, иные аспекты.

В сферу действия данного закона не входит передача в частную собственность:

  • земель;
  • жилья;
  • природных ресурсов;
  • госрезерва;
  • объектов, находящихся за рубежом;
  • зданий и сооружений религиозным организациям на безвозмездной основе;
  • имущества, которое передаётся созданным государством некоммерческим организациям (например, государственным корпорациям);
  • иных объектов, в соответствии со статьёй 3 закона № 178-ФЗ.

Для указанного имущества разработан специальный порядок.

  • Так, продажа участков земли регулируется ЗК РФ, а разгосударствление жилого фонда – законом № 1541-1 от 04.07.1991 г.
  • Предпринимателям стоит обратить внимание на положения закона № 159-ФЗ от 22.07.2008 г. Этот нормативный акт устанавливает преимущественное право покупки недвижимости, которая сдаётся в аренду малым и средним предприятиям.

Приватизация интересна людям, которые делают инвестиции различного характера.

  • Так бизнесмены могут получить предприятие, которое потом пройдёт модернизацию и выйдет на новый конкурентный уровень.
  • Приобретение акций созданного АО даст контроль над процедурой принятия управленческих решений. Часть прибыли по итогам года будет распределена между собственниками. Поэтому приватизация – относительно простой и понятный способ стать владельцем части крупного предприятия.

Для государства в приватизации также есть некоторые преимущества.

  • При приватизации сложных имущественных комплексов, связанных с производством, власти ищут способ улучшить качество их работы.
  • При контроле за деятельностью организации на уровне министерств и ведомств сложно обеспечить объективность процесса. Чиновник материально не заинтересован в процветании конкретного предприятия.
  • Кроме того, без детального анализа деятельности предприятия, сложно со стороны оценить правильность его работы. У должностных лиц в министерствах просто нет достаточного количества времени для проверки функционирования подведомственных организаций.

Приобретать имущество при приватизации могут граждане и организации, за исключением:

  • компании, принадлежащие государству или муниципальным образованиям;
  • общества, в которых государству принадлежит более четверти активов;
  • организации, контролируемые из офшоров;
  • компании, зарегистрированные в государствах, чьё законодательство не предусматривает раскрытие информации о финансовых операциях (перечень утверждается Минфином).

Имущество реализуется не в произвольном порядке.

Госдумой утверждается план по приватизации, в который включаются объекты, подлежащие продаже в определённом периоде.

Программа на 2019 год содержит примерные сроки реализации мероприятий по продаже имущества.

Когда заканчивается бесплатная приватизация? Узнайте здесь.

О приватизации очередного объекта все заинтересованные лица извещаются через СМИ или посредством почты.

Например, если продаётся доля в ОАО, то другие акционеры информируются в первую очередь.

Федеральным законодательством определёны требования к лицам, которые могут претендовать на приобретение государственного имущества.

Условия участия в приватизации определяются её процедурой.

Например, торги предполагают внесение всеми заинтересованными лицами задатка в определённом размере от первоначальной стоимости лота.

Читайте так же:  Порядок получения справки о кадастровой стоимости земельного участка

Разгосударствление имущества проводится на основании утверждённого федерального плана.

Конкретные мероприятия разрабатываются с учётом рыночной конъюнктуры.

Государство при проведении приватизации ставит несколько целей.

  • При продаже имущества можно выручить денежные средства для пополнения бюджета и реализации определённых проектов.
  • Также приход частного собственника способствует улучшению управления на предприятии, привлечению инвестиций, разработке стратегии для дальнейшего развития. Не всегда в рамках работы в министерстве можно выработать эффективную программу для конкретной организации на несколько лет вперёд
  • Частные собственник организуют систему контроля, может привлечь управленцев из-за рубежа, следит за распределением прибыли, внешними и внутренними рисками. Конкретный собственник более заинтересован в результатах работы, чем представитель государства в лице определённого ведомства.
  • Могут продаваться активы, которые на данном этапе используются неэффективно и генерируют убытки. Передача их в частную собственность – способ снять бремя с бюджета.

Исходя из сложившейся практики, можно выделить 4 основных вида приватизации имущества:

  • жилья;
  • земельных участков;
  • передача в собственность предпринимателям арендных помещений на основании закона № 159-ФЗ;
  • приватизация в общем порядке в соответствии с законом № 178-ФЗ.

Законом № 178-ФЗ установлен перечень методов реализации государственного имущества:

  • преобразование предприятия в АО или ООО;
  • аукцион;
  • конкурс;
  • продажа акций по результатам доверительного управления;
  • продажа акций за пределами РФ;
  • реализация имущества без объявления цены;
  • продажа собственности через публичное предложение;
  • внесение имущества в качестве части уставного капитала при создании АО.

Аукцион может быть открытый и закрытый.

Если продаётся крупный комплекс, где работают более 200 человек, то к участию допускается ограниченный круг лиц. Они выставляют свои ценовые предложения. Побеждает тот, кто предложил наибольшую цену.

Открытые торги проводятся среди всех лиц, которые внесли залог в 10% от первоначальной цены.

Стоимость повышается до тех пор, пока не останется 1 желающий купить имущество.

Аукцион организуется органами власти, в чьём ведении находится имущество.

Например, муниципальная собственность сельского поселения будет продана в соответствии с решением местной администрации.

Конкурс предполагает предъявление определённых требований к желающим приобрести имущество. Это могут быть:

  • сохранение профиля производства компании;
  • определённое количество инвестиций;
  • сохранение определённой численности работников;
  • выполнение каких-либо социальных обязательств.

Конкурс проводится, если государству важно сохранить какое-либо предприятие, но для этого требуются значительные средства и новая стратегия управления.

Если унитарное предприятие проходит акционирование, то часть ценных бумаг передаётся работникам организации.

Также определённый пакет выпускается на биржу для реализации. В результате привлекается капитал для инвестирования.

Процедура передачи имущества зависит от того, каким именно способом отчуждается государственная собственность.

В общем виде процесс можно разделить на несколько этапов.

  • Сначала лицо решает, нужно ли участвовать в приватизации.
  • Затем следует подготовка: идёт сбор необходимых документов, формируется взнос для участия в конкурсе или аукционе.
  • Далее проходит процедура рассмотрения обращения и принятия решения. Если заявитель соответствует всем законным требованиям, то он сможет реализовать своё право на приватизацию государственного имущества.
  • На основании решения органа власти происходит подписание договора. Он может быть возмездный, если является результатом проведения аукциона или конкурса, или безвозмездный (приватизация гражданами земли или квартир).

Переход прав на недвижимое имущество регистрируется в Росреестре.

Обычно собственник один, но бывают случаи, когда приватизируют один объект сразу несколько лиц.

Так происходит, если в квартире зарегистрирована семья. При определении, является ли совместно нажитым приватизированное имущество, такой объект не нужно разделять, например, при разводе. Каждый из супругов имеет свою долю жилого помещения.

Всеми вопросами приватизации занимается представитель собственника – администрация муниципального образования или Росимущество, если объект принадлежит Российской Федерации.

Для оформления документов на земельный участок нужно обратиться с заявлением в территориальное представительство Росимущества или в муниципальный орган власти.

  • На основании решения этого ведомства можно будет зарегистрировать право собственности в Росреестре.
  • При приватизации жилого помещения граждане собирают пакет документов и направляют его в муниципальный орган самоуправления.
  • Если недвижимость желает приобрести предприниматель на основании положений закона № 159-ФЗ, то ему следует обратиться в местный департамент по имуществу.
  • Организацией аукционов, конкурсов и иных подобных мероприятий занимаются представители местных властей.

Для участия в конкурсе или торгах потенциальным покупателям нужно предъявить следующие документы:

  • учредительные документы (устав или договор);
  • реестр владельцев организации (для установления размера доли РФ);
  • подтверждение полномочий представителя организации.

Граждане предъявляют паспорт.

По результатам аукционных торгов или конкурса заключается договор, в котором прописываются сроки передачи имущества, обязанности покупателя по перечислению средств и другие моменты.

Изображение - Приватизация государственного имущества и муниципального имущества proxy?url=http%3A%2F%2Furpravo24.ru%2Fwp-content%2Fgallery%2Fprivatizacija-imushhestva%2Fthumbs%2Fthumbs_%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%258F-%25D0%25BF%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2582%25D0%25B0

Изображение - Приватизация государственного имущества и муниципального имущества proxy?url=http%3A%2F%2Furpravo24.ru%2Fwp-content%2Fgallery%2Fprivatizacija-imushhestva%2Fthumbs%2Fthumbs_%25D1%2581%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0%25BA%25D0%25B0-%25D0%25BE-%25D0%25BD%25D0%25B5%25D1%2583%25D1%2587%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B8-%25D0%25B2-%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8

Изображение - Приватизация государственного имущества и муниципального имущества proxy?url=http%3A%2F%2Furpravo24.ru%2Fwp-content%2Fgallery%2Fprivatizacija-imushhestva%2Fthumbs%2Fthumbs_%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B9-%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE%25D1%2580-%25D1%2581%25D0%25BE%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B0%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BE-%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BC%25D0%25B0

Изображение - Приватизация государственного имущества и муниципального имущества proxy?url=http%3A%2F%2Furpravo24.ru%2Fwp-content%2Fgallery%2Fprivatizacija-imushhestva%2Fthumbs%2Fthumbs_%25D0%25B2%25D1%258B%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0-%25D0%25B8%25D0%25B7-%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B9-%25D0%25BA%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B3%25D0%25B8

Изображение - Приватизация государственного имущества и муниципального имущества proxy?url=http%3A%2F%2Furpravo24.ru%2Fwp-content%2Fgallery%2Fprivatizacija-imushhestva%2Fthumbs%2Fthumbs_%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2580-%25D0%25BD%25D0%25B0-%25D0%25B6%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B5-%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5

Изображение - Приватизация государственного имущества и муниципального имущества proxy?url=http%3A%2F%2Furpravo24.ru%2Fwp-content%2Fgallery%2Fprivatizacija-imushhestva%2Fthumbs%2Fthumbs_%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2580-%25D0%25BD%25D0%25B0-%25D1%2581%25D0%25BB%25D1%2583%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B5-%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5

Изображение - Приватизация государственного имущества и муниципального имущества proxy?url=http%3A%2F%2Furpravo24.ru%2Fwp-content%2Fgallery%2Fprivatizacija-imushhestva%2Fthumbs%2Fthumbs_%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2585%25D0%25BF%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%2582-%25D0%25BD%25D0%25B0-%25D0%25BA%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2580%25D1%2582%25D0%25B8%25D1%2580%25D1%2583

Изображение - Приватизация государственного имущества и муниципального имущества proxy?url=http%3A%2F%2Furpravo24.ru%2Fwp-content%2Fgallery%2Fprivatizacija-imushhestva%2Fthumbs%2Fthumbs_%25D0%25B2%25D1%258B%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0-%25D0%25B8%25D0%25B7-%25D0%25B5%25D0%25B3%25D1%2580%25D0%25BF

Изображение - Приватизация государственного имущества и муниципального имущества proxy?url=http%3A%2F%2Furpravo24.ru%2Fwp-content%2Fgallery%2Fprivatizacija-imushhestva%2Fthumbs%2Fthumbs_%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25BB%25D0%25B0%25D1%2581%25D0%25B8%25D0%25B5-%25D0%25BD%25D0%25B0-%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%258E

Изображение - Приватизация государственного имущества и муниципального имущества proxy?url=http%3A%2F%2Furpravo24.ru%2Fwp-content%2Fgallery%2Fprivatizacija-imushhestva%2Fthumbs%2Fthumbs_%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BA%25D0%25B0%25D0%25B7-%25D0%25BE%25D1%2582-%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8

  • паспорт;
  • справка о неучастии в приватизации;
  • договор соцнайма помещения;
  • справка о зарегистрированных в квартире лицах;
  • выписка из домовой книги за период с 21.07.1991 г. до момента вселения по нынешнему адресу;
  • ордер на предоставление помещения или соответствующее решение органа власти;
  • техпаспорт на квартиру;
  • выписка из ЕГРН;
  • нотариально заверенное согласие от всех проживающих на проведение приватизации;
  • иные документы.

Сколько стоит приватизация дома? Узнайте тут.

Можно ли приватизировать комнату в коммунальной квартире без согласия соседей? Читайте далее.

Если человеку понравился какой-либо объект, принадлежащий государству, он не сможет его приобрести без соблюдения определённой процедуры.

Изображение - Приватизация государственного имущества и муниципального имущества 488955668
Автор статьи: Софья Строганова

Здравствуйте. Меня зовут Софья. Я уже более 9 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в удобном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here