Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах кто должен устанавливать, оплачивать

Предлагаем рассмотреть тему: "общедомовые приборы учета в многоквартирных домах кто должен устанавливать, оплачивать" с комментариями профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в комментариях или напрямую дежурному консультанту.

Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах: кто должен устанавливать, оплачивать

В целях учета полного расхода коммунальных услуг во всем доме для выявления факта недостачи на сегодняшний день устанавливаются общедомовые учетные средства. Однако кто оплачивает расходы на установку и обслуживание такого оборудования: сами жильцы или все-таки коммунальная организация? Рассмотрим эти и некоторые другие проблемы установки общедомовых счетчиков.

Для начала стоит отметить, решение об установке в многоквартирных домах учетного оборудования коллективного назначения было принято еще в 2009 году. Такое правило было закреплено в Законе «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности». Однако само правило начало действовать с середины 2012 года.

Закон устанавливает, что установка подобных приборов не является обязательным, а имеет рекомендательный характер. Таким образом, те, кто проживают в МКД, могут устанавливать такое оборудование на свое собственное усмотрение.

Изображение - Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах кто должен устанавливать, оплачивать proxy?url=https%3A%2F%2Fzakondoma.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Fobshhedomovye-pribory-ucheta-300x200

Для установки общего учетного оборудования на весь дом для учета расхода холодной воды необходимо, чтобы система водоснабжения в доме была единой. Так, если часть жилых помещений в доме снабжается водой из другой системы, то прибор установить не получиться.

Хотя с инженерной точки зрения проблема признаётся решаемой, с правовой точки зрения возникает конфликт между решением самих жильцов и позицией коммунальной организации. Как правило, если дом обеспечивается водой из двух и более систем водоснабжения, то и предоставляют данную услугу несколько коммунальных организаций.

При таком положении вести общий учет расхода воды во всем многоквартирном доме будет проблематично. Самое главное подобрать подходящий прибор учета воды.

С горячей водой при установке прибора учета горячей воды для всего дома примерно та же проблема. Особенность заключается в том, что снабжающая коммунальная организация итак ведет учет горячей при выходе.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, необходимо уточнять в коммунальной организации, ведется ли учет горячей воды при выходе, ведь при таком случае установка общедомового учетного оборудования потеряет свой смысл.

С другой стороны, жильцы смогут при помощи такого прибора проверять правильность направляемых им квитанций.

Для учета тепловой энергии не устанавливались никакие ОДПУ тепловой энергии. Как правило, обязанность по оплате за тепло исполняется в соответствии с нормативами, устанавливаемыми соответствующими региональными властями.

Указанные нормативы рассчитываются на площадь каждого отапливаемого помещения, из чего и складывается сумма к оплате. Таким образом осуществить общий учет тепловой энергии в многоквартирном доме представляется невозможным, так как не все помещения в нем отапливаются.

Однако закон устанавливает, что ныне расход тепловой энергии будет учитываться при помощи учетного оборудования, устанавливаемого на энергетическом узле.

Вести общий учет электроэнергии гораздо проще, чем с другими видами коммунальных услуг. Так, сколько бы источников получения электроэнергии не было подключено к дому, общий учет можно осуществлять просто проведя через них всех общую линию.

Вместе с тем на жильцов ложиться дополнительная нагрузка в виде доплаты за электричество. Ведь электричество имеет свойство расходоваться при передаче через провода. Так что расхождения в показаниях общего счетчика и общих показаний всех счетчиков жильцов будут большими.

Другой вопрос, кто именно будет оплачивать это расхождение? Кто обязанный человек?

Установка общедомовых приборов учета в многоквартирных домах

Порядок установки подобного оборудования имеет общую регламентацию. Так, в целом процесс состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решение по поводу установки приборов для общего на весь дом учета, на собрании всех жильцов МКД.
  2. Приобретение соответствующего счетчика.
  3. Обращение в уполномоченную коммунальную организацию для согласования установки счетчика.
  4. Непосредственная установка счетчика в присутствии представителей коммунальной организации или же их специалистами.

Счетчик может быть установлен любым специалистом. Однако до тех пор, пока коммунальная организация не удостовериться в качественности и правильности работы оборудования, что подтверждается наличием сертификата соответствия и не опломбирует его, его показания не будут признаваться.

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета

Итак, кто должен устанавливать ОДПУ? Федеральный Закон достаточно четко обязывает перечень лиц, кто должен установить общедомовой прибор учета тепла. Так, в соответствии с ранее указанным Законом ОДПУ обязаны устанавливать:

  • собственники зданий;
  • государственные органы.

Собственники обязаны установить рассматриваемое оборудование в своих зданиях, когда как государственные органы отвечают за установку такого прибора учета в зданиях, предоставленных им государством для осуществления их деятельности и находящиеся в их хозяйственном ведении.

Всем собственникам в России был дан срок до 1 января 2011 года для того, чтобы они оснастили свои здания общими учетными устройствами.

Однако к присоединившимся регионам России – Республике Крым и Севастополю был дан срок до 1 января 2019 года.

Также стоит отметить, что установка подобного счетчика осуществляется в обязательном порядке сразу после ввода в эксплуатацию здания, в не зависимости от того, производился ли капитальный ремонт или здание является вновь возведенным. Ответственным за установку такого оборудования является организация, осуществляющая капитальный ремонт или строительство.

Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета

Итак, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета? В соответствии с законодательством расходы по установке общего учетного оборудования в многоквартирных домах и не жилых зданиях должны нести сами собственники этих зданий либо государственные органы, в ведении которых находятся соответствующие здания.

Однако закон дает региональным властям полномочия на свое усмотрение финансировать подобные мероприятия за счет региональных бюджетов. Таким же полномочием наделены местные администрации всех населенных пунктов России.

В случае если собственники отказываются платить за установку

В случаях, когда собственники жилых помещений в многоквартирных домах отказываются платить за установку соответствующего оборудования, она будет осуществлена за счет жилищной организации. В случаях, когда роль жилищной организации исполняет товарищество данных собственников, установка осуществляется за счет средств местного бюджета.

Однако в дальнейшем стоимость установки и эксплуатации данного оборудования будет включено в счета коммунальщиков и собственникам квартир все равно придется заплатить. По этой причине установку лучше сразу осуществить за счет жилищной организации, которая непосредственно ответственна за обеспечение эксплуатации многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства.

Читайте так же:  Содержание завещания

Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

Текущий ремонт многоквартирных домов является плановым мероприятием, направленным на устранение возникающих в ходе эксплуатации здания проблем. Так что средства, собираемые на текущий ремонт, не могут быть потрачены на установку счетчика, так как его отсутствие не является некой внезапно возникшей проблемой, всерьез мешающей эксплуатации жилого помещения.

В некоторых случаях, данные средства все же можно направить на подобные расходы. Но для этого необходимо получить решение собрания собственников жилья многоквартирного дома и согласовать действия с жилищной организацией.

Установка ОДПУ осуществляется в следующем порядке:

  1. Собственники приобретают соответствующее учетное оборудование, которая имеет сертификат соответствия установленным в Таможенном Союзе регламентам.
  2. Приглашаются представители и специалисты соответствующей коммунальной организации, которые устанавливают и пломбируют учетное оборудование собственными средствами.

Стоит отметить, что соответствующие коммунальные организация сами предоставляют прибор учета, который уже прошел сертификацию. Установка их оборудования поможет быстрее осуществить процедуру и избежать многих разногласий по поводу качества работы того или иного прибора учета.

Когда происходит ввод общедомового прибора учета в эксплуатацию

Общедомовые счетчики вводятся в эксплуатацию после того, как происходит опломбирование. То есть с этого момента оборудование начинает вести учет расходуемой на общедомовые нужды коммунальной услуги.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Однако для официального ввода в эксплуатацию необходимо составить соответствующий акт. Он подписывается ответственным сотрудником жилищной организации и представителем коммунальщиков.

Разумеется, собственники могут установить учетный прибор и без уведомления коммунальной организации.

Однако в таком случае данное оборудование не будет включено в систему диспетчеризации и обслуживание по нему производиться не будет. То есть жильцам самим придется оплачивать текущее обслуживание счетчика.

Основной плюс от установки общедомовых счетчиков заключается в том, что жильцы смогут сэкономить деньги на расходах на общедомовые нужды. Так, они могут оплачивать лишь тот расход энергии, который происходит внутри дома.

Как правило, можно посчитать около десятка причин того, что расходы на общедомовые нужды вырастают в разы. Так что установка общедомовых приборов учета позволит убрать большинство из них. К примеру:

  • будет учитываться лишь утечка, имеющая место внутри здания;
  • коммунальщики уже не смогут распределять образовавшуюся у них недостачу на жильцов;
  • управляющие компании не смогут завышать стоимость услуг по общедомовым нуждам по своему усмотрению без конкретных фактов и т.д.

То есть установка ОДПУ позволит жильцам платит лишь за действительно израсходованную энергию. Без этого распределение будет идти по нормативу, что, как выяснилось, образует гораздо большую стоимость, нежели действительные расходы на общедомовые нужды в многоквартирных домах.

Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета

На сегодняшний день обходиться без общедомового прибора учета (ОДПУ) управляющим компаниям становится все менее выгодно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344, в отношении объектов, где еще не установлены общедомовые счетчики, уже начинают действовать повышающие коэффициенты к нормативам. А к 2017 году коэффициент возрастет до 1,6 раза.

В этой статье расскажем, кто должен оплачивать общедомовые приборы учета, и как организовать установку общедомового счетчика в многоквартирном доме.

Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.

Установка ОДПУ позволяет:

  • оплачивать за потребление ресурса по факту;
  • разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками;
  • фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

Изображение - Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах кто должен устанавливать, оплачивать proxy?url=https%3A%2F%2Fuchet-jkh.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F09%2Fimg-bn-kviz-avtomat-pokazaniy-782x456

Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).

В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий. Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета — в том числе, всевозможные протечки. В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.

При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.

Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.

Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН — остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.

Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

В каких домах необходима установка общедомового прибора учета

Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома. Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:

  • централизованного теплоснабжения;
  • централизованного водоснабжения;
  • централизованного газоснабжения;
  • другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:

  • мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч;
  • максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч;
  • максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.

Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении», расходы за установку ОДПУ полностью ложатся на собственников жилого дома.

Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. ПП РФ от 13.08.2006 №491, п. 38(1)

Читайте так же:  Особенности оформления договора дарения денежных средств

При установке общедомовых приборов учета каждому собственнику предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.

Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.

Из «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» следует, что ОДПУ являются общим имуществом. В частности, такие счетчики входят в состав внутридомовых инженерных систем. Поэтому для установки ОДПУ требуется решение общего собрания собственников помещений. О необходимости проведения такого собрания собственникам должна сообщить управляющая компания.

Согласно п. 5 статьи 9.16 КоАП, если организации, отвечающие за содержание МКД, уклоняются от разработки и доведения информации о мероприятиях, направленных на энергосбережение, до собственников жилья, контролирующим органом в отношении УК, ТСЖ будет направлено предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа:

  • для должностного лица в объеме от 5 000 до 10 000 рублей;
  • для юридического лица – от 20 000 до 30 000 рублей.

Каким образом собственники расплачиваются за установку общедомовых приборов учета

Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:

  1. Единоразово в 100% размере внести денежные средства до или после установки счетчика.
  2. Использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника за оплату общедомового прибора учета выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом, кроме стоимости прибора, дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
  3. Использовать средства исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Средства, выделенные на мероприятия по энергосбережению

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель коммунальных услуг должен направлять полученную разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента, на мероприятия по энергосбережению.

Поскольку разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента может направляться только на мероприятия по энергосбережению, такие средства имеют целевой характер расходования, и по правилам бухгалтерского учета необходимо обеспечить их раздельный учет и хранение от прочих поступлений.

Рассмотрим пример. Допустим, объем воды по нормативу на человека за месяц — 7 м³. Повышающий коэффициент в 2016 г. — 1,4. При тарифе 14,63 руб. за 1 м³, получаем следующее: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.

При этом сумма без нормативов получилась бы следующей: 7 х 14,63 = 102,41 руб.

Таким образом, разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента за воду составляет: 143,37 – 102,41 = 39,96 руб. Именно эта сумма должна направляться исполнителем на мероприятия по энергосбережению.

Установка общедомового прибора учета считается мероприятием энергосбережения, поэтому, если собственники МКД решили установить прибор учета и на счету исполнителя коммунальных услуг имеются целевые накопления, их необходимо направить на оплату услуг по установке ОДПУ.

Если собственники отказываются платить за установку

В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета. В случае отказа возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку, собственникам дополнительно придется оплачивать затраты, связанные с принудительным взысканием.

Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

Текущий ремонт — это своевременная плановая профилактика инженерных коммунальных систем, основной способ устранения неисправностей и мелких повреждений. Целью текущего ремонта является защита имущества от преждевременного износа.

В соответствии с «Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда» (МДК 2–04.2004), затраты на текущий ремонт здания должны составлять не менее 0,4 – 0,55 % от его восстановительной стоимости. Нецелевое расходование средств текущего ремонта нарушает график планово–предупредительного ремонта, систематическое неисполнение которого может привести к аварийной ситуации, внезапному выходу из строя насосного оборудования, обрушению коммунальных объектов, а также нарушению работоспособности элементов здания и узлов учета энергоресурсов.

Соблюдение графика проведения планового текущего ремонта является основным условием экологической и технической безопасности проживания жильцов в доме. Поэтому на практике оплата установки общедомовых приборов учета происходит либо за счет собственников, либо из отдельных целевых накоплений на энергосбережение дома.

ОДПУ — первый шаг к автоматизированному сбору показаний

Установка общедомовых приборов учета — важный шаг в деле энергосбережения и с 2013 года является обязательной для тех домов, чье состояние позволяет произвести установку.

Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях.

Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний. На сегодняшний день такие системы уже получили широкое распространение в многоквартирных домах за счет возможности быстрой обработки показания, экономии на персонале и повышении собираемости оплат.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета – от и до

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) достаточно важны для контроля потребления энергоресурсов, газа и воды со стороны собственников жилья. На основании именно их показаний уполномоченные лица могут проверить достоверность информации из своей базы данных.

Законодательство четко регламентирует обязательный порядок установки счетчиков и правила их эксплуатации, однако вокруг подобной практики существует много недопониманий со стороны обычных граждан.

Для того чтобы разобраться с вопросом о том, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета, и прочими нюансами рассматриваемой темы, настоятельно советуем обратить внимание на представленный ниже материал.

Изображение - Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах кто должен устанавливать, оплачивать proxy?url=http%3A%2F%2Fpravozhil.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2F5-35-300x200

Законодательство РФ требует от собственников квартир оснащения дома общедомовыми приборами учета. Фото № 1

Абсолютно любая сфера жизнедеятельности гражданина РФ регулируется соответствующим законодательным актом. Что касается процедуры установки ОДПУ, то в юридическом плане она не столь сложна, но наполнена немалым количеством нюансов.

Рассматривая данную тему под разным углом, может потребоваться обращение к некоторым Федеральным законам и Жилищному Кодексу РФ (ЖК РФ).

Обобщая представленную в нормативных актах информацию, можно выделить следующие наиболее фундаментальные понятия, касающиеся рассматриваемой нами темы:

  • Все собственники частных домов, квартир и прочих жилых помещений обязуются оснастить свое жилье приборами учета для всех ресурсов, предоставляемых им на правах ЖКХ. Весь процесс установки, эксплуатации и оплаты работ собственник жилья берет на себя. При отсутствии ОДПУ на собственника будет наложена повышенная ставка на оплату ЖКУ (до 1,6 на общую сумму к оплате) до тех пор, пока приборы не будут установлены (Федеральный закон № 261 и 344).
  • Собственник обязуется нести все расходы на содержание своего жилья, а также участвовать в процессе оплаты расходов на содержание общего имущества (применимо для многоквартирных домов) – ЖК РФ.
Читайте так же:  Льготы опекунам

Как видите, законодательная база темы установки ОДПУ достаточно доступно и грамотно пояснена гражданам. Однако стоит понимать, что выше представлены лишь основные законодательные положения, касающиеся рассматриваемого вопроса. В ряде ситуаций сильного «углубления» в законодательство просто не избежать.

Изображение - Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах кто должен устанавливать, оплачивать proxy?url=http%3A%2F%2Fpravozhil.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2F2-38-300x200

За чей счет оплачивается установка ОДПУ в многоквартирных домах? Фото № 2

Исходя из представленной ранее информации, стало понятно, что все расходы на установку ОДПУ возложены на собственника жилья. В том случае, когда дом частный – ситуация крайне проста: его владелец должен обратиться в соответствующие компании с целью организовать установку необходимых счетчиков, а после осуществления работ оплатить их.

Однако что делать жителям многоквартирных домов?

В данной ситуации вопросы оплаты и установки ОДПУ решаются в несколько ином варианте. Во-первых, каждый собственник отдельной квартиры (или несколько собственников) обязуется оплатить и организовать установку счетчиков именно для своего жилья. Такая практика является индивидуальной и осуществляется с целью учета потребления ресурсов в конкретном жилище.

Во-вторых, необходимо поставить вопрос о том, согласны ли все жильцы многоквартирного дома осуществить установку общего счетчика. Подобная практика не обязательна, однако после ее осуществления все жильцы дома получат ряд привилегий:

  • полный контроль соответствия ресурсов норме;
  • полный контроль наличия каких-либо утечек в общедомовом масштабе;
  • предотвращение потенциальных проблем, связанных с утечками и прочими недочетами с ЖКУ в общедомовом масштабе;
  • возможность существенно сэкономить на ресурсах.

Оплата установки ОДПУ в многоквартирных домах осуществляется от лица всех собственников жилья по предварительному сговору и общему сбору необходимых средств.

Порядок процедуры принятия решений об установке счетчиков и оплате работ

Изображение - Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах кто должен устанавливать, оплачивать proxy?url=http%3A%2F%2Fpravozhil.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2F1-35-300x200

Процедура принятия решения и установки ОДПУ. Фото № 3

Принять решение об установке приборов учета должен собственник жилья или все собственники коллективно (если их несколько или речь идет об установке ОДПУ для многоквартирного дома). Стоит понимать, что установка счетчиков на любой вид потребляемых ресурсов помогает:

  • оплатить то количество ресурсов, которое было потреблено по факту;
  • сэкономить на оплате ЖКУ, так как исключаются перерасчеты из-за потерь ресурсов «по пути» до жилища;
  • четко фиксировать какую-либо потерю ресурсов.

На данный момент установка общедомовых приборов учета не является обязательной, однако при их отсутствии правительство имеет полное право взимать плату за ресурсы с некоторым увеличением (до 1,6 от общей суммы).

Последние законы регламентировали обязанность жилищно-управляющей компании (ЖУК) проводить своевременные и периодические оповещения жильцов как частных, так и многоквартирных домов о том, чтобы они задумались об установке ОДПУ.

В случае с частным домом собственник сам определяет: нужен ли счетчик или нет. При желании установить его – он организовывает работы по установке и оплачивает их осуществление. Если вопрос об определении необходимости установки ОДПУ встал перед жильцами многоквартирного дома, то им необходимо:

  1. Провести собрание жильцов и определить: нужен ли ОДПУ или нет.
  2. Уведомить ЖУК о своем желании установить прибор или отказаться от подобной практики.
  3. При необходимости организовать работы и собрать деньги (поровну с каждого жильца) на оплату работ по установке ОДПУ.

После осуществления установки ОДПУ за ним необходимо следить ЖУК, а данные с его учета будут доступны всем жильцам.

Изображение - Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах кто должен устанавливать, оплачивать proxy?url=http%3A%2F%2Fpravozhil.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2F3-37-300x200

Как оплатить установку ОДПУ? Фото № 4

При решении установить ОДПУ необходимо учитывать некоторые нюансы оплаты работ по установке. Точнее, они следующие:

  • Оплата работ осуществляется со всех собственников многоквартирного дома в равном объеме.
  • По предложению ЖУК или компании, постанавливающей ресурсы в конкретный дом, жильцы могут провести оплату работ в рассрочку.
  • Срок, за который жильцы должны выплатить рассрочку, имеет максимальный предел – 60 месяцев. Более точно он устанавливается в соответствующем договоре.
  • Рассрочка также может быть оформлена и при установке счетчика в частном доме.
  • В некоторых ситуациях дополнительных сборов со всех жильцов многоквартирного дома можно избежать. Например, если общий бюджет на ремонт дома, собранный теми же жильцами, позволяет осуществить установку ОДПУ за счет средств, взятых именного из него.
  • При наличии программ безвозмездной установки ОДПУ в конкретном регионе жильцы многоквартирного дома могут ей воспользоваться и осуществить установку совершенно бесплатно.

Учитывать представленные выше нюансы оплаты установки приборов учета стоит, ведь некоторые из них могут помочь сэкономить немалые средства.

Изображение - Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах кто должен устанавливать, оплачивать proxy?url=http%3A%2F%2Fpravozhil.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2F4-38-300x200

Права и обязанности владельцев квартир в многоквартирных домах. Фото № 5

В заключение сегодняшней статьи наш ресурс решил представить некоторые особенности процедуры установки ОДПУ, которые так или иначе интересны и важны к рассмотрению:

  1. ЖУК обязана оповещать жильцов о возможности и целесообразности установки приборов учета. Если подобное мероприятие она не проводит, то должна быть наказана в соответствии с законодательством РФ.
  2. В некоторых ситуациях при отказе жильцов от установки приборов учета на них могут быть наложены штрафные санкции (исходя из позиции местного муниципалитета относительно организации установки ОДПУ).
  3. Средства на оплату установки приборов учета могут браться из общего бюджета, собранного жильцами на ремонт дома. Однако если подобное отчуждение средств из бюджета сделает невозможным проведение какой-либо другой ремонтной процедуры, то жильцам придется в отдельном порядке осуществлять сбор средств на установку ОДПУ.
  4. После осуществления установки приборов учета жильцы многоквартирного дома или собственник отдельного жилья обязуются оплатить работу устанавливающей компании. Если они откажут в оплате, то к ним применяются определенные положения законодательства, которые определяют меру наказания за подобные правонарушения.
  5. Какие-либо проблемы, связанные с установкой ОПДУ, могут быть решены через суд в соответствующем судебном порядке.

В целом, представленный выше материал в полной мере освещает тему, касающуюся установки и оплаты общедомовых приборов учета. Надеемся, информация была полезна и дала вам ответы на многие вопросы.

Детальнее о выгодах от установки общедомовых приборов учета тепла и автоматизированных тепловых пунктов вы можете узнать из видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Изображение - Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах кто должен устанавливать, оплачивать proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.garant.ru%2Ffiles%2F9%2F1%2F695719%2Fobshhedomovye-pribory-ucheta-kto-oplachivaet-ustanovku-i-za-vse-li-uslugi-nado-platit-v-ih-otsutstvie-300

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.
Читайте так же:  Как сделать перепланировку квартиры законно

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие “Воронежтеплосеть”, которое снабжало водой один из домов-“нарушителей”.

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Тогда МКП “Воронежтеплосеть” обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО “УК “Городок” – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта “Народный адвокат” по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. “Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании”, – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Изображение - Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах кто должен устанавливать, оплачивать proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.garant.ru%2Ffiles%2F5%2F7%2F679075%2Faleksey-gordeychik_100

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов “Гордейчик и партнеры”

“Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе”.

Читайте так же:  Процедура переуступки права аренды земельного участка

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. “в” п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО “Водоканал”, которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО “Водоканал”. Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

Изображение - Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах кто должен устанавливать, оплачивать 488955668
Автор статьи: Софья Строганова

Здравствуйте. Меня зовут Софья. Я уже более 9 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные и не очень вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести в удобном виде всю необходимую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here